Факультет технического сервиса в АПК
07.10.2024
Цель лекции: а) актуализировать школьные знания обучающихся по теме «Векторы»; б) изучить возможные действия над векторами, скалярное и векторное произведение двух векторов и др.
На лекции были рассмотрены следующие вопросы:
-линейные операции над векторами;
-теоремы о проекции вектора на ось. Координаты вектора и действия над векторами в координатах;
-скалярное произведение двух векторов, его свойства, механический смысл скалярного произведения;
-векторное произведение двух векторов, его свойства и приложения к решению задач. Смешанное произведение трех векторов, его геометрический смысл.
Понятие «вектор» находит большое практическое применение при решении многих практических задач механики (сила, скорость, перемещение и др.), в инженерном и структурном анализе (при определении прочности конструкции в условиях ее деформации сжатия, растяжения и т. д.), в компьютерной графике, в гидродинамике и других областях науки. Поэтому векторы являются неотъемлемой частью курса высшей математики в университете и изучаются обучающимися всех направлений.
При изложении нового материала и его закреплении Наталья Дмитриевна применяла педагогический прием «запланированная ошибка» (педагогическая технология – «лекция-провокация»), когда в объяснение некоторых вопросов заведомо внедряются ошибки (содержательные или методические), распознать и исправить которые должны сами обучающиеся. Как только кто-либо из обучающихся обнаруживает ошибку, поднимает руку, объясняет, в чем суть ошибки и как должно быть решено правильно. Остальные внимательно слушают и в конце ответа задают дополнительные вопросы, уточняют, поправляют, соглашаются или нет с предложенным вариантом. Заключительное слово остается за преподавателем: после дискуссии он устанавливает верно или нет была обнаружена ошибка и правильно ли предложенное решение.
Такой формат проведения занятий позволяет стимулировать познавательный интерес обучающихся, снизить утомляемость, проконтролировать качество усвоения материала, а также развивать коммуникативные навыки – навыки ведения дискуссии с преподавателем и другими обучающимися, аргументации ответа и др.
Обучающиеся показали высокую заинтересованность в изучаемом материале, проявляли активность и самостоятельность в поиске и исправлении ошибок, продемонстрировали глубокие знания в математике.
Открытое лекционное занятие по дисциплине «Высшая математика»
4 октября на кафедре математических и естественнонаучных дисциплин факультета технического сервиса в агропромышленном комплексе состоялось открытое лекционное занятие по дисциплине «Высшая математика» на тему «Элементы векторной алгебры».
Занятие провела старший преподаватель кафедры Наталья Дмитриевна Харитонова для обучающихся 1-го курса агротехнологического факультета: группы Б-11БИО (направление 19.03.01 Биотехнология), Б-11ППРС (направление 19.03.02 Продукты питания из растительного сырья), Б-11ТМ (направление 19.03.03 Продукты питания животного происхождения).Цель лекции: а) актуализировать школьные знания обучающихся по теме «Векторы»; б) изучить возможные действия над векторами, скалярное и векторное произведение двух векторов и др.
На лекции были рассмотрены следующие вопросы:
-линейные операции над векторами;
-теоремы о проекции вектора на ось. Координаты вектора и действия над векторами в координатах;
-скалярное произведение двух векторов, его свойства, механический смысл скалярного произведения;
-векторное произведение двух векторов, его свойства и приложения к решению задач. Смешанное произведение трех векторов, его геометрический смысл.
Понятие «вектор» находит большое практическое применение при решении многих практических задач механики (сила, скорость, перемещение и др.), в инженерном и структурном анализе (при определении прочности конструкции в условиях ее деформации сжатия, растяжения и т. д.), в компьютерной графике, в гидродинамике и других областях науки. Поэтому векторы являются неотъемлемой частью курса высшей математики в университете и изучаются обучающимися всех направлений.
При изложении нового материала и его закреплении Наталья Дмитриевна применяла педагогический прием «запланированная ошибка» (педагогическая технология – «лекция-провокация»), когда в объяснение некоторых вопросов заведомо внедряются ошибки (содержательные или методические), распознать и исправить которые должны сами обучающиеся. Как только кто-либо из обучающихся обнаруживает ошибку, поднимает руку, объясняет, в чем суть ошибки и как должно быть решено правильно. Остальные внимательно слушают и в конце ответа задают дополнительные вопросы, уточняют, поправляют, соглашаются или нет с предложенным вариантом. Заключительное слово остается за преподавателем: после дискуссии он устанавливает верно или нет была обнаружена ошибка и правильно ли предложенное решение.
Такой формат проведения занятий позволяет стимулировать познавательный интерес обучающихся, снизить утомляемость, проконтролировать качество усвоения материала, а также развивать коммуникативные навыки – навыки ведения дискуссии с преподавателем и другими обучающимися, аргументации ответа и др.
Обучающиеся показали высокую заинтересованность в изучаемом материале, проявляли активность и самостоятельность в поиске и исправлении ошибок, продемонстрировали глубокие знания в математике.


